Портреты на заказ

Исследование Дэвида Хокни (часть 1)

Британский художник и последователь стиля поп-арт Дэвид Хокни является автором труда о влиянии оптических приборов (камера-обскура, камера-люцида, изогнутые зеркала) на реалистическую технику изображения в классическом европейском искусстве. Этот труд был составлен совместно с физиком Чарьзом М. Фалько. Данное исследование опубликовали в 2001 году. Книга под названием "Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters" вызвала немалые споры в искусствоведческих кругах.

Британский художник Дэвид Хокни

 

Все, кто когда либо занимался изучением истории искусств о таком замечательном периоде в живописи, как ренессанс. Ренесанс был переломным моментом в живописи. Произошел небывалый скачек в среде живописцев. Все художники вдруг стали писать гораздо лучше и реалистичнее. Именно это и насторожило Хокни. В связи с чем произошел этот скачек и почему картины и портреты стали внезапно такими реалистичными и детальными?

Как-то раз Хокни разглядывал через лупу рисунки Жана Огюста Доминика Энгра, который являлся лидером французской академической школы 19 века. Дэвиду Хокни стало любопытно взглянуть на миниатюры Энгра в большом масштабе. Для этого он увеличил изобрадения на ксероксе, и тогда Хокни заметил линии, невероятно реалистично и точно вырисовавшиеся фигуры. Такие же линии он наблюдал на полотнах Уорхола, который проецировал фото на холст и затем обрисовывал его. Так и была раскрыта тайна всего Ренессанса.

По всей видимости в своих работах Энгр использовал камеру-люциду. Камера-люцида - это устройство, представляющее собой конструкцию с призмой. Такая конструкция может крепиться, скажем, на стойке к планшету. Блягодаря такой конструкции художник во время работы видел одним глазом реальное изображение, а другим - рисунок и свою руку. В этом и заключается залог успеха и особой точности и реалистичности изображения.

После этого открытия Хокни заинтересовался этой идей еще больше. Разместив на стене в своей студии вместе со своей командой репродукции различных периодов, которые казались реалистичными, он расположил их по времени создания и по месту их написания. Так Хокни со своей командой воочию увидел переломный момент в живописи. Этот период приходился на 14-15 века - эпоху Ренессанса.

Возможно ли предположить, что все художники Ренессанса пользовались камерой-люцидой? Сама эта камера была запатентована лишь в 1807 году. Однако, подобное устройство описывалось Йоханесом Кеплером еще в 1611 году в его труде "Dioptrice". Также вероятно, что художники эпохи Ренессанса могли использовать камеру-обскуру, известнуя еще со времен Аристотеля. Устройство такой камеры весьма простое. В маленькой темной комнате есть небольшое отверстие и если в другой, освещенной комнате, поставить перед этим отверстием предмет, то в комнате появиться перевернутая его проекция.

Однако у камеры-обскуры есть существенный недостаток. Изображение, которое получается при проекции без линзы, весьма не качественное. Такое изображение будет нечетким, для него требуется очень много яркого света, да и размер проекции оставлял желать лучшего. А достаточно качественные линзы не умели изготавливать еще вплоть до 16 века. Подсказка к решению этого вопроса была найдена Дэвидом Хокни в картине Ян Ван Эйка «Портрет Четы Арнольди».

Картина Ян Ван Эйка «Портрет Четы Арнольди» 1434 года пресыщенна различными мелкими деталями. Разгадкой стало зеркало на заднем плане и светильник, невероятно сложной конструкции, написанный очень реалистично.

Хокни не мог поверить, что художник смог написать светильник такой необычайно сложной конструкции не нарушив при этом перспективы. Абсолютно все линии светильника сходятся в одной только лишь точке. Тогда Хокни раздобыл копию люстры и самостоятельно попытался ее нарисовать. Однако такую люстру было очень сложно изобразить плоско, и еще сложнее нарисовать ее в перспективе. Также Дэвид Хокни подверг сомнению высочайшую материальность этой люстры. Самое сложное в живописи это передать материал, из которого сделан предмет. Самыми сложными считаются глянцевые поверхности с большим количеством бликов и рефлексов. Вся сложность написания таких объектов заключается в том, что стоит только художнику отвести взгляд от объекта, как тут же блики поменяют свое местоположение. А для такой высокоточной материальность необходимо неуклонительно повторить все блики и рефлексы, как они есть в реальности, на холсте. Стоит заметить, что реалистичное изображение металла и бликов самая отличительная черта картин ренессанса, до этого художники даже и не пытались этого делать.

На фрагменте картины можно увидеть зеркало. Хокни заметил, что оно было вогнутое, логичным было предположение, что уже тогда также существовали и выгнутые зеркала. Да и способ изготовления зеркал в те времена наталкивали на мысль. Для изготовления зеркала бралась стеклянная сфера, ее дно покрывалось серебром. Потом все кроме дна отсекалось. Задняя сторона зеркала при этом не затемнялась. Справедливым будет предположение, что вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка могло быть то зеркало, которое изображено на картине, только с обратной стороны. И тут Хокни помог его друг физик Чарльз Фалко. Такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого.

Продолжение:

С различными техниками вы можете ознакомиться в таких статьях как:

Также вас могут заинтересовать такие статьи как:

 Заказать поп-арт портрет в Тольятти и Самаре по телефону: 8-927-893-39-37

 Заказать поп-арт портрет в Казани и Москве по телефону: 8-927-893-39-37

Рассказать друзьям:
Вступайте в нашу группу вконтакте!
ДА! Вы можете заказать портрет у нас!
Заказать портрет
Портреты на заказ по фотографии
Портреты на заказ в Самаре, Тольятти, Жигулевске, Сызрани
Телефон: 8(8482) 633-937, 8 927 893 39 37

Карта сайта
Рассказать друзьям:
Создание сайта - студия Lucky Label